Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать? Не читается: что делать, если ты не можешь дочитать книгу Не хочу читать что делать.
Стоит ли радоваться, если ребенок не расстается с книгой? Что делать, если школьник совсем не читает? Какое произведение разбирать в седьмом классе - сказки Пушкина или «Тихий Дон»? Писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова отвечает на вопросы родителей о литературе в жизни их детей.
- Ирина, что происходит сегодня с чтением - дети читают? Или все - перестали?
Ответ на этот вопрос будет таким же, как и ответ на вопрос “читают ли современные взрослые?” Есть люди, которых не оторвать от книги, а есть те, кто не знает, как выглядит книга. Так было всегда, и в советские времена тоже.
Мы часто слышим “раньше больше читали”, но не надо забывать, что способы передачи информации всё время меняются. Довольно долго в человеческой истории книг вообще не было, вся информация от поколения к поколению передавалась в устной форме. Потом книги появились, но их было мало, и грамотными были далеко не все. Со временем книга стала практически монополистом в передаче информации, а теперь стремительно это положение теряет.
Развитие человечества остановить нельзя, нельзя заставить человека вернуться в какой-то условно золотой век - век устной традиции или век монополии книги.
Можно ли научиться вязать по книге? Можно, но проще сделать это по видеоурокам. Можно ли поставить по книге английское произношение? Разумеется, я сама в школе так себе его ставила - по самоучителю госкурсов иняза перед зеркалом, но аудио- и видеозаписи в этом смысле принесут больше пользы. О жизни обитателей океанских глубин можно узнавать из книги, а можно из фильмов ВВС, например.
В этом смысле книгу теснят со всех сторон другие носители информации - но при этом, разумеется, книга может то, чего не могут они. И дети, конечно, очень быстро обучаются пользоваться другими носителями информации - требующими от них меньше усилий, чем чтение. А человеку вообще свойственно минимизировать усилия. Это, впрочем, не значит, что сложные умения не нужны.
- А художественную литературу может в таком случае заменить экранизация?
Это уже зависит от того, какую цель вы преследуете. Можем ли мы по экранизации “Тихого Дона” составить представление о жизни казачьего общества? Конечно. Передаст ли экранизация полноценно художественный мир, построенный Шолоховым? Вряд ли. Если ребенку достаточно знать имена героев и основные события, ему будет достаточно и экранизации. Если он хочет большего - придется читать. Кстати, многие ли из нас, взрослых, сами прочитали «Тихий Дон» от начала до конца?
На заключительном туре Всероссийской олимпиады по литературе, который прошел в начале апреля, одним из заданий творческого тура было - сравнить фрагмент экранизации классики с самим произведением. Десятиклассникам, например, достался фрагмент фильма “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. Разумеется, при переводе произведения с языка художественной литературы на киноязык произведение что-то теряет, но что-то и приобретает, и это очень интересно сравнивать. Но, конечно, нельзя сказать, что Обломов Никиты Михалкова - это и есть гончаровский Обломов.
Надо ли запретить школьникам смотреть экранизации? Конечно, нет.
Мы очень многие произведения мировой классики представляем себе по переводам и пересказам. В этом случае нам надо читать “Божественную комедию” Данте только в оригинале, ведь перевод тоже меняет оригинальную версию. И «Робинзона Крузо» адаптированного и сокращенного детям давать не надо - только полную версию, только хардкор.
Современные гаджеты: планшеты, электронные книги ведь способствуют развитию навыка чтения у детей - все время читаешь-читаешь?
Совершенно нормально, что с развитием технического прогресса меняются носители информации. Меняются ли при этом наши дети - другой вопрос. Если раньше после уроков они часами болтали с друзьями по телефону, толпились в чужих подъездах и сидели на скамейках, то теперь переписываются в чатах. Потребность та же - общаться друг с другом как можно больше, только теперь это общение выглядит иначе.
Но технология - это только технология. Трудно сказать, меняет ли она человека. Вряд ли дети, которые не читали бумажные книги, вдруг начнут читать электронные. А психологи предупреждают: если ребенку с малолетства совать в руки планшет, когда надо, чтобы он посидел тихо, это ничего хорошего для его развития не дает.
- Как же вырастить читающего ребенка?
У ребенка должен быть навык чтения. Чтобы он читал, ему нужна среда, в которой чтение - это норма жизни, часть жизни; когда есть привычка узнавать о чем-то из книги, обращаться к книге в поисках ответа на какой-то вопрос. Родители часто думают, что достаточно класть ребенку на стол книги, которые им самим в детстве нравились, и напоминать ему, чтобы читал, - и тогда он зачитает. Но каждый, наверное, любит читать про себя. И современные дети тоже.
Родители жалуются: почему он не читает? А сами они - читают? Что нового прочитали в последнее время, кроме как сходили по ссылкам из фейсбука?
А сами - приносили ему новые книги современных авторов, где речь идет о таких же детях, как они сами? Современные родители очень консервативны - им часто кажется, что после Чуковского и Маршака, после Гайдара и Каверина в детской литературе вообще уже больше ничего хорошего не было.
Читайте сами, создавайте традицию чтения, читайте вслух ребенку перед сном, пусть он видит вас с книгой, пусть у него в комнате будут книги, которые он может брать и читать, пусть у него будет время это делать. Хорошо, если мы сможем понять, что ребенка волнует сейчас, и подкинуть ему хороших книг по волнующим его вопросам.
- Если ребенок всё равно не читает, надо ли его заставлять?
Можно ли заставить полюбить? Помните принца из «Красной шапочки»? «Тебя излупят плетками, и ты полюбишь меня, как миленькая». Одна хорошая мама сына-математика рассказала мне о своей концепции “впихивания и всасывания”. Можно в ребенка впихивать что-то - тогда есть вероятность, что он начнет сопротивляться и извергать впихнутое обратно. А можно создать для него питательную среду - и тогда он сам будет всасывать из нее столько, сколько может.
Но здесь от родителя очень многое зависит: и разговаривать с ребенком, чтобы понять, что его интересует, что нравится, что волнует, и держать нос по ветру, разбираясь в книжных новинках, и читать с ним вслух, и делиться чем-то интересным из прочитанного, и, в конце концов, книжный шкаф с интересными книгами ему поставить в комнату.
- Школьная программа - это “интересные” книги?
Важно понимать, что сейчас нет единой школьной программы по литературе, утвержденной государством. У нас есть Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС. Он не содержит списка книг - он содержит требования к тому, что ребенок должен уметь на выходе из школы, чему его должны научить на уроках литературы. Проще говоря, он на выходе должен стать квалифицированным читателем.
В соответствии с требованиями ФГОС создаются примерные образовательные программы - сейчас такая программа разработана для 5-9 классов. Логика у нее такая: есть - A, B и C. Список А - обязательные произведения конкретных авторов, это просто золотой стандарт, без которого никак-никак нельзя. Список B - обязательные авторы, но произведения на выбор (например, читать “Нос” или “Шинель” Гоголя - учитель может решить сам). Список C - авторы на выбор, учитель может выбрать сам и авторов из этого списка, и их произведения. А уже в рамках этой примерной программы учитель или сам создает рабочую программу, или берет готовую, созданную каким-то методистом.
Для 10-11 классов такой программы пока нет, ее разработка как раз сейчас ведется и вызывает много споров. Определенную планку задает и ЕГЭ по литературе: чтобы сдать ЕГЭ, надо прочитать вполне конкретный список произведений , он содержится в так называемом кодификаторе, и этот список в значительной степени определяется традицией. Но когда начинаются скандалы в СМИ «почему в школьную программу входит то-то» - это обычно от непонимания, что единой программы нет. Да и быть не может: дети очень разные, с разным читательским уровнем, с разной потребностью в чтении - и поэтому изучение литературы просто не может быть одинаковым для всей страны. И ответить на вопрос «интересны ли произведения в школьной программе» - тоже нельзя: одному интересно одно, другому другое. И классика бывает тяжела - и тогда задача учителя помочь школьнику с ней справиться.
- В каком возрасте ребенку можно дать “взрослые” книги? Поймет ли девятиклассник “Анну Каренину”?
Кто-то поймет, а кто-то нет. А кто-то сейчас поймет одно, через пять лет другое, а через десять - третье. Дети одного и того же возраста - очень разные психологически: кто-то в восьмом классе читает волшебные сказки, а кто-то Кафку и Беккета. Одно и то же произведение они понимают по-разному.
Вот, скажем, некоторые варианты программы предлагают «Тараса Бульбу». Я не убеждена, что с семиклассниками непременно надо читать именно «Тараса Бульбу», но решила попробовать. Мы в школе как читали этот текст? Казаки - молодцы, защитники веры и Отечества, Тарас Бульба - герой, Остап - герой, Андрий - предатель. И некоторые дети вот ровно этот слой и считывают, и больше не видят в тексте ничего. А кто-то видит ужасную жестокость происходящего.
И вот семиклассница спрашивает: «Как Тарас Бульба вообще мог убить своего сына? Я бы не смогла после этого жить». Или: «А почему полюбить полячку - плохо? Ведь «Ромео и Джульетта» - о том же?»
И это куда более глубокие вопросы - о коллективных, родовых ценностях и индивидуалистических ценностях, например. Но не со всеми детьми такой разговор оказывается возможен - для кого-то это слишком сложно. Ну и - детская ли это книга? В каком возрасте можно давать «Тараса Бульбу»? Нет ответа.
- Как заинтересовать детей чтением?
Ну, много есть разных способов. Кто-то мультфильмы снимает по классике, кто-то спектакли ставит… Мы вот в прошлом году в школе проводили «Библионочь» и в этом году проводим - когда вечером все собираются и читают вслух. В прошлом году директор Эдгара По читал, например, а библиотекарь младшим - сказку про Василису и ее куколку… Прялку принесла, кудель… И в темноте при мерцающем свете читала…
Чтобы дети читали - им надо понимать, что то, что они читают, имеет какое-то отношение к ним самим, к их опыту.
Ну вот не любят дети Некрасова - «Кому на Руси жить хорошо», например. Ну какое, кажется, отношение к ним имеет крестьянский вопрос в пореформенной России? Ищем вопросы, которые могут быть интересны.
Вот я попросила, например, представить, что они - группа исследователей, которые должны в художественной форме представить исследование - кому сейчас в современной России жить хорошо. Куда пойдете? Кого будете опрашивать? Кто войдет в вашу репрезентативную выборку? Они дают какие-то ответы, планируют свое исследование: чиновников опросим, военных, священника, фермера, многодетную мать, студента… - потом сравниваем, как эту задачу решает Некрасов - и оказывается, он ее решает похожим способом.
- Как быть, если ребенок заявляет: “Мне не нужна литература. Зачем мне читать? Я буду физиком”.
Прежде, чем ответить на этот вопрос ребенку, надо найти ответ на него для себя. Дети иногда задают вопрос “зачем учить стихи?” “Для развития памяти”, - плохой ответ. Когда я услышала этот вопрос, я стала думать “действительно, зачем?” и поняла, что иногда мне просто необходимо держать в голове какие-то поэтические строчки.
Если ребенок спрашивает “зачем мы это читаем?” - давайте подумаем вместе с ребенком. Книга - это накопленный человечеством опыт. Иногда это опыт переживания событий, с которыми мы пока не сталкивались или даже не хотим столкнуться - это помогает нам понять, как бы мы себя повели в той или иной ситуации, какой выбор бы сделали, к чему бы он мог привести. Не обязательно ставить эксперименты на себе - можно поставить их на литературном герое, прожить что-то с ним и пойти другим путем.
- Подросток может ответить на это “Пушкин устарел, Толстой уже не актуален”…
Времена меняются, а люди? Ну хорошо, сейчас можно разводиться - и что? Браки не распадаются, как в “Анне Карениной”? Развод перестал быть болезненным для всех, кто его переживает? Замужние и женатые люди перестали влюбляться в кого-то? Мы перестали восхищаться красотой мира? Никому звездной ночью не хочется куда-то полететь, как Наташе Ростовой?
А “двойки” за свободомыслие вы ставите? Пишут ли сейчас в сочинениях “Онегин - негодяй, а Татьяна - глупая”?
Пишут, конечно. И не такое пишут. Но я оцениваю ведь не правильность мысли - а то, насколько она хорошо обоснована, насколько опирается на текст. Сочинение - это довольно строгий жанр, он требует не только мнения, но и его обоснования.
Сочинения детям писать трудно. Они всё чаще стараются вместо серьезного большого сочинения сдать коротенький ответ, который можно в лучшем случае назвать кратким изложением тезисов.
Многих испортил ЕГЭ по русскому языку. Многократные тренировки в написании сочинения в части С по шаблону приводят к тому, что дети любой текст пытаются писать по этому шаблону. Или интересуются, какой шаблон существует для нововведенного выпускного сочинения, например.
Позволять свободу мысли детям необходимо. В литературе вообще не может быть единственного правильного мнения, но мнение может быть обоснованным и необоснованным, и вот учить детей ясно формулировать свое мнение, отличать «собственное мнение» от грубой брани или эмоционального оценочного суждения, обосновывать это мнение - это очень важно.
- Как быть с детьми, которые не расстаются с книгой? Хорошо это или плохо?
Я сама была таким ребенком, у меня было почти невозможно отнять книгу. Вроде бы хорошо. Но здесь есть довольно серьезная проблема: если книга для ребенка интереснее реальной жизни, она становится формой ухода от реальности.
Меня несколько пугает, когда люди постят в соцсетях фотографии какой-нибудь огромной библиотеки с подписью “так выглядит рай”. Ведь рай в человеческом представлении - место, где осуществятся все самые смелые мечты, где можно летать, ходить по чудесным краям, встречаться с теми, кого всю жизнь мечтал встретить, где вообще возможно всё. А человек мечтает вместо этого запереться с книгой - и вместо того, чтобы самому получать непосредственный опыт - только читать о том, как его получают другие. И вот когда человек однозначно предпочитает опосредованную реальность непосредственной - это довольно тревожный симптом. Может быть, жизнь не дает человеку достаточно ярких красок, интересных встреч, материала для осмысления?
- В чем заключается главная трудность преподавания литературы в современной школе?
Трудностей много, и разных. И то, что мало времени - и много текстов (в седьмом классе два часа в неделю - даже дети говорят, что им мало; в одиннадцатом - невозможно впихнуть весь русский двадцатый век в три часа в неделю, так что приходится мучительно выбирать, чем жертвовать). И то, что дети не особенно хотят читать программные тексты, да и некогда им это делать. У них много домашней работы, читают они или на каникулах, или когда болеют. У них просто нет времени на объемные произведения. И то, что бывает, что сколько ни бейся, сколько ни придумывай - класс не удается расшевелить, им всё равно неинтересно. Но бывает, конечно, когда чувствуешь: “есть контакт”. И глаза загораются, и текст оживает, и работать хочется.
Тихий вечер. Горит торшер. В кресле сидит ваш ребенок с книжкой в руках. Читает. Удивительно идиллическая картинка, правда? А для многих родителей она нереальная. «Да что же это такое, – жалуются папы и мамы друг другу на своих нерадивых детей. – За все лето ни строчки не прочитал. Как его заставить книги читать – понятия не имею». Между тем, говоря так, они лишают и себя, и своего ребенка надежды на исправление ситуации, потому что заставить любить книги – нельзя. А вот сформировать у ребенка привычку читать – можно. Главное – понять, что мешало этому прежде.
Почему ребенок не читает книги
Мудрые люди еще тысячу лет назад замечали: нельзя требовать от других того, чего не в состоянии дать ты сам. К сожалению, большинство причин детского равнодушия к книгам нужно искать в семье. Итак, давайте разбираться, кто или что мешает вашему ребенку взять в руки книгу.
- У ребенка слишком много соблазнов для другого времяпрепровождения. Планшет, компьютер, сотовый телефон, игровая приставка появились в его жизни гораздо раньше, чем книги. Да, при помощи гаджетов родителям проще занять своего ребенка, но в результате он мечется от одного устройства к другому, а книги так и остаются на обочине его жизни.
- Ребенок не видит в чтении никакой ценности – ни информационной, ни культурной, ни развлекательной. Собственно, как ему это увидеть, если в его семье человек с книгой в руках – редкое явление. Родители, приходя домой с работы, первым делом включают телевизор или компьютер. Далее – поужинать, проверить уроки, что-то посмотреть в эфире или в сети, лечь спать. На выходных ждут магазины и гости, прогулки на свежем воздухе или домашние дела. И в этом расписании нет времени для чтения. А если честно, то и желания читать тоже нет. Даже если в детстве и юности вы читали взахлеб, сейчас – отвыкли, разучились, разленились. К тому же книг у вас дома – раз-два и обчелся. С кого вашему ребенку брать пример?
- Допустим, вы книгоман. Чтение – ваше любимое занятие. И тем страннее вам кажется нелюбовь к книгам собственного ребенка. В данном случае истоки проблемы очевидны: вы не являетесь для него авторитетом, другом, близким человеком – тем, к чьему мнению следовало бы прислушаться. Вы не умеете общаться со своим ребенком «по душам», а он не верит вам, что чтение необходимо и полезно.
- Вы так старательно воспитываете из своего ребенка вундеркинда, что сил на чтение для души у него не остается. Секции – спортивная и музыкальная, уроки иностранного языка и рисования – в детском расписании нет ни одной свободной минуты. Ребенок только и мечтает о том, чтобы поиграть с друзьями или побездельничать в одиночестве. И ему совсем не до книг. Он просто устал.
- Вы навязываете чтение своему ребенку. Он то и дело слышит фразы вроде «пока не прочитаешь главу, гулять не пойдешь». Неудивительно, что чтение воспринимается им в лучшем случае как довольно обременительное занятие, в худшем – как наказание. В результате ребенок игнорирует его при каждом удобном случае.
- Чтение как процесс дается ребенку с трудом. Может, он и хотел бы получать от него удовольствие, только читает он плохо, многие слова для него непонятны. Беря в руки книгу, ребенок чувствует себя недостойным ее. Плохим и глупым ему быть не хочется, поэтому он старается избегать лишних встреч с художественными произведениями.
По данным статистики, еще 20 лет назад 80% детей и взрослых прочитывали хотя бы одну книгу в год. Сейчас этот показатель составляет около 60%. Более того – если в 70-е гг. прошлого века вслух своим детям читали 80% родителей, то в настоящее время таковых практически не осталось. Так что борьбу за возвращение детей к литературе взрослым нужно начинать с себя.
Как ребенку привить любовь к чтению
Как же помочь маленькому человеку окунуться в мир книг? И можно ли привить любовь к чтению, или это способность, данная от рождения? Можно. Правда, для этого придется начать с себя.
- Воспитывайте на личном примере. Как часто ваш ребенок видит вас с книгой в руках? Если вы читаете постоянно, то и ваши дети задумаются о важности и нужности этого занятия. Ведь детям так хочется во всем подражать взрослым. Но если в семье маму не оторвать от сериалов, а папа целиком и полностью принадлежит компьютерным играм, то странно было бы ожидать от ребенка иных моделей поведения. Всячески давайте понять ребенку, что книга – важный элемент повседневной жизни, без которого человек не может состояться как личность, и что в вашей семье не читать – это странно и удивительно.
- Приучайте ребенка трудиться и любое начатое дело доводить до конца. Казалось бы, какое отношение эта способность имеет к чтению? Ответим: самое непосредственное. Чтение – это такой же труд, который требует определенных усилий. Если ребенок ленив, то вряд ли ему захочется открывать книгу.
- Попытайтесь по максимуму исключить из своей жизни современные гаджеты. Установите правило: телефон – для разговоров, компьютер – для работы. Телевизор – только по необходимости.
- Читайте ребенку перед сном. Только постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был не обязательной рутиной, а любимым ритуалом. Читайте эмоционально, вдохновенно, «вкусно». Пусть ребенок чувствует, что знакомство с книгами – это увлекательное путешествие, которое является не наказанием, а наградой.
- Пусть ребенок читает вслух вам. Схитрите: допустим, вы заняты какими-то неотложными делами. Почему бы ребенку не развлечь вас чтением? Заодно потренируется в технике, а после – заслужит похвалу.
- Обсуждайте с ребенком прочитанное. Даже если он вас не спрашивает о том, что вы сейчас читаете, все равно делитесь с ним впечатлениями о сюжетных перипетиях, характерах героев, мотивах их поступков. «Знаешь, я сейчас читаю одну книгу, мне интересно, что ты думаешь по поводу…»; «Главный герой сделал очень сложный выбор, а как бы ты поступил на его месте…» – чем не начало семейной литературной дискуссии?
- Не заставляйте ребенка любить книги насильно. Ему и так достается от школьных учителей с их обязательными программами по литературе. Если и вы еще станете цербером, то ребенок не проникнется таинством чтения никогда. Тем более ни в коем случае нельзя делать книги наказанием за проступки, мол, виноват – теперь сиди дома и читай. Нужно придумать, как вывернуть ситуацию наизнанку: поступил плохо – значит, будешь лишен чтения.
- Помогите маленькому человеку найти «свои» книги. Он не обязан любить ту литературу, которая нравилась вам в его возрасте, ведь у него свои вкусы и предпочтения. Неинтересное ему и в школе предложат с избытком, а домашнее чтение должно быть исключительно для души. Предложите ему литературу, исходя из его собственных интересов. А еще лучше – позвольте ему самому сделать выбор.
- Регулярно посещайте книжные магазины. Позвольте ребенку понять, как это интересно – бродить вдоль стеллажей, перебирать страницы, вдыхать запах свежих книжных переплетов. Покажите ему, где размещаются аннотации к изданиям. Пусть он сам выберет и купит ту книгу, которая его заинтересовала.
- Устраивайте семейные чтения. Сделайте их альтернативой совместного просмотра ТВ-программ. Да, ломать устоявшиеся привычки непросто, но наградой вашим усилиям станет однажды заданный вашим ребенком вопрос: «А мы будем сегодня читать?» И пускай книжная история прервется на самом интересном месте. Тогда велик шанс, что ребенок будет с нетерпением ждать встречи с ней. А может, сам захочет узнать развязку и дочитает книгу самостоятельно.
По большому счету, привлечь внимание ребенка к книге не так уж и трудно. Гораздо сложнее это внимание удержать. Некоторые педагоги советуют строить художественные мосты между литературной и реальной жизнью. К примеру, можно сравнивать героев книг с людьми из жизни или проецировать сюжетные линии на окружающую действительность. Еще можно совместить чтение с другими увлечениями ребенка: заняться иллюстрированием или инсценированием книжного мира.
Что касается дневника чтения, который иногда рекомендуют вести учителя, то это весьма спорный момент. С одной стороны, записи о прочитанном дисциплинируют. С другой – делают чтение таким же обязательным занятием, как и выполнение школьного домашнего задания. В этом случае удовольствие от знакомства с книгой ребенок вряд ли получит.
Если вы всерьез намерены наладить отношения своего ребенка с книгами, то будьте последовательны. Это процесс непростой и небыстрый. Но, чтобы прийти к желанному результату, требуйте с себя не менее строго, чем с детей. И помните: врожденная любовь к чтению – это миф. Это чувство можно только воспитать, так что все в ваших руках.
- Чтение на ночь
- Чтение исключительно родителями
- Чтение слишком простых книг
- Чтение любимых книг вашего детства
- Чтение без обсуждения
- Наши советы
Детская любовь к чтению и сегодня во многих семьях считается неоспоримым педагогическим достижением родителей. Чтобы заинтересовать ребенка книгами, прикладывается немало сил и средств. И, если результат нулевой, возможно, вы что-то делаете не так?
Чтение на ночь
Чтение на ночь - традиция, распространенная во многих семьях. Она нравится многим мамам и папам: малыши, убаюканные ласковым монотонным голосом, засыпают быстро и незаметно. Но вот воспринимают ли они такое чтение как чтение?
В самом деле, ребенок уже устал, его внимание рассеяно, он теряет нить повествования, путает сюжет и собственные сны. Если вы читаете ему длинную историю с продолжением, ребенок может забыть за день, где именно вы остановились. Но и бесконечные повторы при чтении тоже не выход, полузнакомый сюжет быстро наскучит.
Наконец, интересная книга может спровоцировать расстройство сна - ребенок из всех сил будет стараться не заснуть, чтобы продлить чтение, и, как следствие, утром не сможет вовремя проснуться.
” По сути, чтение на ночь - нечто прямо противоположное просто чтению. Его задача не привлечь внимание к книге (и истории), а рассеять это внимание.
Чтение исключительно родителями
Некоторые родители так стараются заинтересовать ребенка книгами, что читают-читают-читают и еще читают малышу. В итоге их чадо начинает воспринимать другие виды совместного времяпровождения как награду, а чтение - как обязательную работу.
” Вспомните собственное детство: чтение считалось отдыхом, развлечением, чем-то, что нужно было еще заслужить, сделав уроки и выполнив домашние обязанности. Может, это делало его более привлекательным?
Другая опасность - если мама и папа много и с удовольствием читают своему ребенку, он начинает воспринимать это как исключительно родительскую прерогативу. Возникает своеобразная психологическая установка - мама читает, я слушаю, и никак иначе.
Чтение слишком простых книг
Часть родителей, устав от чтения вслух, пытаются делегировать это занятие малышам. Как только ребенок в состоянии читать по слогам, ему вручается «Репка» или «Курочка-ряба» с напутствием «Ну, теперь читай сам!».
” Тщательно подбирайте первые книги для самостоятельного чтения. В них должно быть много картинок, мало текста, а главное - новый и увлекательный сюжет. Не откладывайте сразу в сторону детские комиксы!
Чтение любимых книг вашего детства
Если вы в детстве обожали истории про благородных индейцев или зачитывались «Тремя мушкетерами», это не значит, что вам удастся увлечь ребенка теми же книгами. Для этого есть три причины.
Во-первых, книги по-прежнему выполняют социальную функцию. Даже выпускники детского сада уже обсуждают любимых героев комиксов с друзьями. Это стимулирует интерес к книгам, а прочитанные книги, в свою очередь, создают поле для коммуникаций внутри детского коллектива. Одинокий семилетний читатель «Детей капитана Гранта» может оказаться исключен из общения сверстников.
Во-вторых, следует учесть, что современные дети живут в совсем другом информационном поле, чем их родители и, тем более, бабушки и дедушки. Их мозг буквально атакуют потоки информации: телевидение, радио, интернет, все максимально яркое, «цепляющее», бьющее в цель. Длинный описательный текст воспринимается с огромными усилиями.
” Не стоит проклинать цивилизацию, процесс начался отнюдь не вчера. Уже мамы современных малышей мучились в школе от необходимости читать Паустовского, который «весь какой-то затянутый», а описания красот природы зачастую просто пролистывали.
В-третьих, современные дети живут в ином культурном контексте. Вернемся к тому же Фенимору Куперу, любимому папами и дедушками: 30 лет назад не нужно было объяснять ребенку суть происходящего в книгах, он видел это в фильмах, использовал образы в играх, сегодня же вам придется потратить не один вечер, рассказывая «кто все эти люди». А давно вы видели детей, играющих в войну и спорящих, кто будет «за наших», а кто - «за немцев»? Книги о Великой Отечественной войне, даже рассчитанные на детскую аудиторию, уже давно воспринимаются ими как сложная историческая литература…
Чтение без обсуждения
Именно поэтому чтение «Трех мушкетеров», к которым непроизвольно тянется рука папы, обречено на провал. Там, где вы в детстве видели увлекательный сюжет, ребенок видит кучу непонятных слов: «кардинал», «гугеноты», «Росинант», «цезарский легион»… Книга, до которой вы «дозрели» в 8-9 лет, сегодня будет хороша разве что в 15.
” Если вы читаете книгу ребенку, чаще останавливайтесь, чтобы убедиться, что он понимает кто такие гугеноты, пионеры, или, к примеру, что такое кочерга.
Вообще совместное чтение книг с ребенком не должно проходить в радио-режиме: вы читаете, ребенок молча слушает. Ценность и привлекательность семейного чтения - в общении! Обсуждайте, понятен и интересен ли ребенку сюжет. Смейтесь вместе над шутками. Делайте паузы, чтобы предположить, как сюжет будет развиваться дальше, и если ребенок не додумывает дальнейшую судьбу героев, вы точно выбрали не ту книгу. Рисуйте вместе с малышом иллюстрации к прочитанным сказкам!
Не читайте на ночь уставшему и сонному ребенку, лучше рассказывайте сказки наизусть.
Комбинируйте самостоятельное и семейное чтение.
Подбирайте книги в соответствии с интересами и желаниями ребенка.
Обсуждайте книги, как те, что вы читали вслух, так и те, что малыш читал сам.
Помните, что чтение - это развлечение, удовольствие, радость, а не некий «навык, которым обязан владеть каждый культурный человек». Не мучайте ребенка чтением!
Прежде всего, давайте разберемся в причинах отсутствия у ребенка интереса к книгам. Чаще всего главной проблемой является отсутствие должного примера. Если родители вместо чтения сидят за компьютером, телевизором или в смартфонах, то и ребенок пойдет по этим стопам. Необходимо быть для ребенка главным примером! В свободное время отложите телефон и возьмите в руки книгу.
Возможно, вы требуете от своего ребенка слишком многого для его возраста. Если у ребенка только-только начал формироваться навык чтения, прививать ему любовь к чтению абсолютно бессмысленно. О каком сюжете может идти речь, если пытаешься хотя бы собрать буквы в слово? Для начала нужно развить навык чтения практически до совершенства.
Иногда для детей чтение является настоящим наказанием . Ведь так часто родители ставят условие: пока не прочитаешь хотя бы главу, гулять не пойдешь! Можно ли это расценить как-то ещё, кроме угрозы или наказания? О таких фразах лучше забыть, чтобы в будущем ребенок не воспринимал чтение как пытку.
Как же привить любовь к чтению?
Про самый главный способ привить ребенку любовь к книге уже говорилось выше – продемонстрируйте эту любовь на своем примере . Кроме того, вы можете читать с ребенком одни и те же книги, чтобы после прочтения увлеченно их обсудить.
Возможно, ваш ребенок ещё просто не нашел «свою книгу» . Помните, как вы полюбили читать? Наверняка не с первой книги, а «той самой», которая смогла зародить любовь к чтению. Помогите ребенку найти подходящий жанр. Рассказывайте о книгах, которые вы любили в детстве, заведите дома библиотеку интересных детям книг, предлагайте их ему, описывайте.
Разрешите ребенку не дочитывать некоторые книги . Не нравится книга из школьной программы? Если это не происходит с каждой книгой, то беды в этом никакой нет. Вспомните себя в школе. Мало найдется детей, которые с удовольствием читали абсолютно каждое произведение школьной программы. Если книга не идёт даже через силу, то можно её отложить. Возможно, ребенок вернется к ней позже, когда «созреет» для произведения.
Что делать, если ребенок всё время перечитывает одну и ту же книгу и к другим не приступает? Прежде всего, радоваться, что книга его захватила. Это тот самый старт, та самая точка отсчета любви к чтению. Если он читает её второй или третий раз, ничего страшного в этом нет. Попробуйте предложить ему другие книги похожей тематики, расскажите про них, заинтересуйте его. Если ребенку понравилась одна книга, то он обязательно перейдет и к другим.
Да, чувак, это отвратная вещь. Многие люди категорически не могут читать книг. Они называют это разными словами: не хватает усидчивости, не хватает концентрации, «не идет». Не так давно от одного товарища, который внезапно увлекается… соционикой, я узнал, что он не может читать книги по одной причине, якобы научной: он аудиофил. Конечно, я не приуменьшаю важности этой классификации, проблема только в том, что она к делу практически не относится. В чтении книг главное опыт и привычка. Это весьма ценный навык, и лично я считаю, что он так же жизненно необходим, как, например, умение готовить. Но что же делать, если серьезная литература у тебя никак не идет? Из этой статьи ты узнаешь, почему книги не читаются, и получишь совет, как научиться читать книги.
Почему книги не читаются
Если книга не идет, это не значит, что ты аудиофил или тебе не хватает усидчивости. Проблема гораздо проще: у тебя нет книжного опыта.
1. Тебе лень
Да, чувак, лень, она такая! Некоторые товарищи читают книжки Достоевского годами, а другим хватает недели две. Почему так происходит? Потому что тебе лень. Лучшее средство против лени — мотивировать себя. Сначала тебе лень, потом становится терпимо, а потом без этого жить не можешь.
2. Книга кажется скучной
Нет спецэффектов, даже картинок нет! Как это может быть интересным досугом? Мне кажется, что в таком отношении виновата наша система образования. Все эти сочинения на тему «Прав ли был Базаров?», «Не придурок ли Раскольников?», «Образ дуба и его значение в российской истории», «Образ тапера» и вся такая ерунда. Причем, как я помню по своим школьным годам, мы в классе уделяли довольно мало внимания непосредственно чтению, а вот написанию этих скучных статей, высосанных из пальца, крайне много времени. Большим упущением было почти полное отсутствие иностранной литературы, что закрепило в некоторых товарищах уверенность, что русская литература самая великая, а на Западе только извращенное говно подают. К тому же, большинство школьников не интересуют моральные вопросы, весьма серьезные причем, даже отличники их до конца не понимают. До пятого класса я страшно любил читать, но когда начался период первых школьных сочинений, книги казались мне чертовски унылым занятием, а постоянное размусоливание тем отбило у меня всякое желание читать. Нет, я читал, но буквально скрипя зубами. Если бы лет в 12 я сильно не заболел, не пролежал много времени в больнице и не прочитал бы от скуки «Героя нашего времени» и еще много книг из программы, я бы вряд ли так охотно читал книжки.
3. Нет привычки
Читать книги — дело привычки. Если не привыкнуть к этому, не научиться представлять себе другой мир и абстрагироваться от реальности, читать будет сложнее. Так что привычку надо нарабатывать постоянным и частым чтением.
А теперь поговорим о том, как можно научиться читать больше и лучше.
Книга «не идет»
Один из коллег как-то жаловался, что рядом с кроватью его жены лежит объемный томик Достоевского. Почти каждый день она открывает его, читает некоторое время, сморщив лоб, а потом ложится спать. И так происходит почти год. Да, чувак, многие люди действительно не имеют привычки читать, а делают это чаще всего для саморазвития и чтобы показать, что таки не зря живут в самой читающей стране мира.
1. На силу
Во всем очень важно принуждение. Ты не ослышался! Если не сделать первый шаг, всё полетит к чертям. Иногда первый шаг нужно делать даже без мотивации, она может прийти позже. Если начинать постепенно, можно приучить себя к чтению. И вот ты увлекаешься книгой и читаешь дальше с большим удовольствием.
2. Начинай с небольших текстов
Если у тебя никогда не было опыта читать книги больше 500 страниц, тебе, вероятно, будет трудно читать как большие произведения, так и многотомники, поэтому рекомендую тебе начать с небольших текстов. Сборники рассказов, небольшие повести известных и не очень авторов — все это хороший способ приучить себя к чтению. Конечно, есть и достаточно интересные большие произведения, которые, несмотря на объем, читаются очень быстро. Но тут есть проблема: тебе надоедает читать много текста с одними и теми же героями на одну и ту же тему. С опытом к тебе придет возможность осиливать том за томом какой-нибудь «Песни люда и пламени» или «Саги о Форсайтах» за недели.
3. Привычка — вторая натура
Если хочешь получать удовольствие от чтения, нужно привыкнуть часто читать. В идеале хорошо читать каждый день. Плевать на объем — главное, каждый день. Тогда привычка закрепится в твоем мозгу еще сильнее и ты постоянно будешь думать, что бы почитать. Или почему тебе не хватает времени перечитать все те книжки, какие хочется. Книжная зависимость — охренительная зависимость, хотя нужно быть аккуратнее с этим делом, а то можно превратиться в этакую филологическую деву.
Головокружение от успехов
Одна из неприятнейших вещей на свете — это книжный снобизм. Он выражается либо в том, что человек, который ранее практически никогда не открывал книги, читает какого-нибудь Ремарка или Хемингуэйя, охреневает от того, что в книгах могут быть такие оригинальные, с его точки зрения (неопытного человека), идеи, и становится этаким носителем истины. От такого человека крайне часто можно услышать презрительные фразы «Книжек больше читай!», «Ты, наверное, книжек мало читал, они ума добавляют», «Книги мир изменяют, а ты какой-то непросвещенный! Всё интернеты!» Самое забавное, что это можно услышать от людей твоего возраста. Еще более забавно, что эти просвещенные личности, прочитавшие две-три книги, которые «вторглись в их подкорку», не могут хотя бы на секунду представить, что люди рядом с ними читают книги гораздо чаще, чем они, но не считают, что это может возвеличивать их над другими. Второе проявление книжного снобизма — это чтение «элитной» или «правильной» литературы. Это может выражаться в том, что для человека есть высшие жанры (скажем, постмодернизм, футуризм или мистический реализм), но вот фантастика, детективы и фэнтези будут для него автоматически недостойными жанрами. Такому человеку сложно объяснить, что есть бульварное чтиво, а есть что-то, в чем можно найти пресловутый глубокий смысл и идеи. К слову, такие товарищи иногда приплетают ту же самую фантастику в свои любимые книги и до боли в паху спорят, что эти книги не фантастика.
Хорошая литература — она хорошая всегда. Иногда ты перерастаешь книги, и Ремарк кажется очень вялым на фоне Гессе или Томаса Манна. Главное — это не останавливаться и не думать, что чтение делает тебя лучше других: ты просто читаешь книги. А еще можно научиться
Похожие статьи
-
Криомассаж лица – что это такое, суть метода, его преимущества и недостатки
Лечебные свойства холода издавна известны человечеству. В наше время воздействие низких температур на человека используется как в косметологических, так и физиотерапевтических целях. Это направление медицины получило название криотерапия....
-
Как определить тип фигуры по параметрам?
Стильной женщине, которая трепетно ухаживает за собой, непременно нужно знать свой тип фигуры. Ведь это элементарные знания для любой красавицы, особенно, если захотеть кардинально изменить свой имидж. Внешний вид очень многое решает в...
-
Упражнения для красивой осанки
Ровная спина – это прежде всего залог красоты. Люди, которые обладают красивой и правильной осанкой, практически не страдают от лишнего веса. Прямая осанка вытягивает тело визуально, делая его выше, уменьшает живот и увеличивает грудь....
-
Школа невербалики. Все секреты рукопожатий. История рукопожатия и приветствия в разные времена Когда мужчина здоровается за руку с женщиной
Здравствуйте! Рукопожатие считается дружелюбным жестом. При таком общении важно все - поворот кисти, сила пожатия, кто первый протягивает руку. Сегодня узнаем, почему люди здороваются за руку и нюансы этого жеста. Значение невербального...
-
Имбирь: польза, свойства и противопоказания
Применение, рецепты и лечебные свойства имбиря. Лечебное растение имбирь содержит очень высокое количество полезных для человека веществ, витаминов и микроэлементов, уникальное растение, которое создала наша природа. Отличные...
-
На сколько хватает гейнера Каким бывает протеин
Привет, друзья. Сегодня и в следующем спортивном выпуске будем разбираться с протеином. Причем не просто изучать теоретические умозаключения, а вырабатывать практические рекомендации полезные для наращивания мускулатуры и развития мышечной...